Задание 1. Повторить из теории литературы следующие понятия:
Автора образ; драматическое; реализм критический; свобода творчества; трагическое.
Задание 2. Подготовьте сообщение о жизненном и творческом пути А.И. Солженицына.
Личность писателя и его гражданская позиция. Публицистические выступления Солженицына. Обзор художественного творчества. Художественный мир писателя. Стремление «восстановить накопленные, а потом утерянные богатства» русского языка. Феномен языкового расширения. Значение Солженицына в литературной и духовной жизни России.
Литература:
1. Голубков М. М. Александр Солженицын. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999.
2. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги//В. Лакшин. Пути журнальные. М.: Советский писатель, 1990.
3. Нива Ж. Солженицын. М.: Художественная литература, 1992.
4. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1994.
Задание 3. Прочитайте рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Подготовьтесь к беседе по следующему плану.
Сюжет и композиция произведения
Сюжет рассказа — события одного дня. Композиционная основа сюжета - четко разлинованное время, определенное лагерным режимом.
Проблемный вопрос. Почему день, изображенный в рассказе, герой считает счастливым?
Временная организация
Найдите в рассказе хронологические подробности. В каких эпизодах расширяются временные рамки повествования? Почему Иван Денисович всегда встает по подъему, за полтора час до развода? Почему ест всегда не спеша? Почему так ценит время после пересчета?
Точность хронологической разлиновки рассказа. День как важнейшая временная категория в рассказе. Связь понятия день с понятиями срок и жизнь. Расширение временных рамок рассказа за счет воспоминаний героев. Лагерное время и личное время зэка. Умение героя ценить минуты и часы, когда «лагерник живет для себя».
Пространственная организация
Найдите пространственные координаты в рассказе. В чем особенность организации пространства? За счет чего расширяется пространство повествования?
Концентричность и замкнутость пространства. Отторженность героев от внешнего мира. Враждебность для зэков участков открытого пространства. Использование писателем глаголов, связанных с мотивом укрытия. Пространство памяти.
Предметная детализация
Приведите примеры эпизодов, о которых предметная детализация, на ваш взгляд, наиболее подробна. Какова художественная функция столь детализированных описаний?
Значимость для зэка каждой мелочи, от которой может зависеть жизнь и смерть человека.
Система персонажей
Какими параметрами задана система персонажей? Определите основные ступеньки лагерной иерархии. Какова иерархия героев по их отношению к неволе? Каково место Шухова в этих системах координат?
Надзиратели и зэки. Строгая иерархия среди заключенных (от бригадира до шакалов и стукачей). Попытки бунта против лагерной системы (Буйновский) и наивное непротивленчество (Алешка). «Срединное» положение Шухова в системе персонажей.
Найдите портретные зарисовки персонажей. В чем их выразительность? В чем своеобразие портрета Шухова? Воспроизведите биографию героя, сопоставьте ее с биографиями других персонажей.
Лаконизм и выразительность портретных зарисовок (лейтенант Волковой, заключенный Ю-81, завстоловой, бригадир Тюрин и др.). Внешняя неприметность Шухова. Биография героя — обычная биография человека его эпохи.
Проблемный вопрос. Что делает Шухова главным героем рассказа?
Главный герой рассказа
1. Сопоставьте жизненную позицию Шухова с позициями других героев рассказа: Буйновского, Цезаря, Шкуропатенко, Дэра, Пантелеева и др.
Способность Шухова не уронить своего достоинства в бесчеловечных условиях, не бунтовать, но и не подчиняться обстоятельствам, не участвовать в творимом зле, верность вековым крестьянским привычкам.
2. Коллективный анализ эпизода кладки шлакоблоков. Проблемный вопрос. Можно ли считать, что Солженицын поэтизирует подневольный труд?
Крестьянская привычка к труду, неприятие халтуры. Качественная работа — результат свободного выбора героя. Ощущение себя свободным в процессе работы. Чувство ответственности перед бригадой.
3. Кто из героев рассказа исповедует сходные с Шуховым нравственные принципы? Проанализируйте слова бригадира Куземина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать». Есть ли аналоги этим принципам в русской классической литературе? Согласен ли Шухов со своим первым бригадиром?
Шухов не унижается, не ждет помощи и не пытается спасти свою жизнь за счет других, так как его задача не в том, чтобы выжить, а в том, чтобы и в бесчеловечных условиях остаться человеком.
Своеобразие повествования
Почему автор использует в качестве основного повествовательного приема несобственно-прямую речь?
Почему отказывается как от объективированного авторского повествования, так и от сказовой формы?
Стремление писателя рассказать о лагере «изнутри», исследовать духовный мир героя. Выведение на первый план авторской точки зрения в тех эпизодах, где речь идет о вещах, недоступных пониманию героя. Анализ сцены в прорабской и разговора на вахте. Спор о красоте и правде в искусстве. Композиция эпизодов как средство раскрытия авторской позиции. Живой человек как мерило всех ценностей для автора.
Особенности языка
1. Найдите в тексте рассказа пословицы. В чем их своеобразие и художественная функция? Как сочетаются в языке Ивана Денисовича приметы крестьянского говорения и лагерный жаргон?
Обновление традиционных пословиц. Жизнестойкость отраженной в них народной мудрости.
Социально и индивидуально окрашенный, выразительный крестьянский язык Ивана Денисовича, оказывающийся более стойким по отношению к лагерной и бранной лексике, чем нейтральная речь других героев. Сохранение языка для Солженицына — один из факторов сохранения человеческой личности и самосознания нации. Стремление писателя сделать язык более выразительным, используя его внутренние ресурсы.
2. Найдите в рассказе слова, которые можно было бы отнести к средствам языкового расширения. Какие способы словообразования использует автор? Сопоставьте найденные слова с общеупотребительными синонимами. В чем выразительность, смысловая емкость, богатство оттенков солженицынской лексики?
Отражение эпохи в рассказе. Своеобразие солженицынского героя
Трагические судьбы героев рассказа — отражение трагедии народа в эпоху тоталитаризма, историю которого Солженицын ведет с первых послеоктябрьских лет.
Особый тип героя: «простой» человек, носитель той народной нравственности, от которой, по мысли автора, зависит судьба всей страны. Критерий оценки человека у Солженицына не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой.
Обобщающая беседа (ответы на проблемные вопросы)
Что позволяет Ивану Денисовичу Шухову сохранить в себе человека? Крестьянская основательность и привычка к труду, терпение и расчетливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. Счастливый день для Ивана Денисовича - день, когда он не перестал быть человеком.
Задание 4. Прочитайте рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Подготовьтесь к беседе по следующему плану.
История создания. Автобиографичность рассказа
Имя героини
Беседа. У кого из русских писателей XIX века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа? Что общего между этими героинями и героиней Солженицына? В чем вам видится ее отличие от них?
Героиня Солженицына и некрасовские женщины: их сходство («некрасовские» эпизоды в рассказе) и принципиальные отличия (отсутствие в героине Солженицына черт «величавой славянки»).
Портрет
Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя? Какова роль этих деталей?
Простота и неприметность внешности героини и исходящий от нее внутренний свет. Сосредоточенность автора на глазах и улыбке Матрены.
Речь героини
Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чем особенность речи Матрены? Как используются средства языкового расширения для создания образа героини? Какова ее манера речи?
Богатство и выразительность речи. Способность к словотворчеству. Связь образа героини с фольклорными традициями.
Предметная детализация
Какие художественные детали создают картину быта Матрены? Как предметы быта связаны с духовным миром героини?
Неустроенность быта. Бессребреничество и склонность к самоограничению. Особый мир Матрениной избы. Жизнь в ладу с природой.
Временная организация повествования. Судьба Матрены
Как организовано время в рассказе? Восстановите историю жизни Матрены. Как соотносятся события частной жизни Матрены с историческим временем? Как воспринимает Матрена свою судьбу? В чем находит спасение? Как складываются ее отношения с окружающими?
Судьба Матрены - частица судьбы всего народа. Несправедливость власти к простому человеку. Осознание Матреной несправедливости и умение не держать зла на судьбу, находить спасение в работе. Бескорыстие героини. Привычка соседей пользоваться помощью Матрены и их равнодушие к ее нуждам.
Образ Матрены в системе персонажей рассказа. Центральный конфликт
Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им? Как проявляется нравственная позиция Фаддея и других родственников Матрены в эпизодах, связанных со смертью главной героини? В чем состоит главный конфликт рассказа?
Портрет Фаддея: повторение эпитета «черный»; немощность героя и его оживление в момент разборки горницы. Алчность и скаредность героя как причина трагедии. Бесчеловечное поведение в день похорон. Типичность Фаддея. Образы Матрениной родни и односельчан. Авторская ирония в изображении персонажей.
Отсутствие событийного конфликта и противостояние двух нравственных систем, двух пониманий добра («Что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше»). Подмена нравственных понятий - сущность того духовного кризиса, который, по мнению писателя, поразил Россию.
Пространство рассказа: двор и мир
Что является главным пространственным узлом произведения? Как расширяется пространство повествования? Что общего в поведении председателей колхозов, железнодорожного и школьного начальства, руководства торфодобывающего треста, тракториста, перевозящего горницу, сапожника, присутствующего на поминках? Сопоставьте старые названия деревень и новое название поселка. На каких основаниях зиждется изображенная Солженицыным социальная система? На чем строится жизнь Матрениного двора?
Ложь как основа общественных отношений в мире, окружающем героиню, и правда Матрениного двора.
Матрена и Иван Денисович
Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем?
Отношение героев к работе, к людям, к религии. Герой Солженицына - обычный человек, способный в атмосфере всеобщей фальши «жить не по лжи».
Трагедия Матрены
Какие приметы предвещают гибель героини? Проследите, как звучит в рассказе мотив разрушения дома. Что происходит с домом в день гибели Матрены? Чем становится смерть героини для ее близких и для рассказчика?
Пропажа котелка с освященной водой, исчезновение колченогой кошки, боязнь железной дороги, тревога, овладевшая мышами и фикусами, - предвестие гибели того особого мира, центром которого была Матрена. Гибель дома: время не смогло разрушить избу, ее разрушила человеческая жадность. Горькая судьба избы, ставшей предметом тяжбы после смерти Матрены. Потеря рассказчиком «родного человека».
Образ рассказчика
По каким деталям мы узнаем о прошлом героя? К чему стремится герой в начале рассказа? Каковы его представления о народной жизни в начале рассказа? Почему он не остался в Высоком Поле? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом? Сопоставьте быт рассказчика и Матрены, их речь. Что осознал рассказчик после гибели Матрены?
Трудная судьба героя, его стремление «затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который, по его мнению, сохранился в народной среде. Столкновение героя с жизнью деревенской России, разъеденной ложью, жестокостью, прагматизмом.
Сходство судеб, речи и бытовых притязаний Игнатича и Матрены, их духовное родство. Неспособность рассказчика оценить личность Матрены при жизни. Мотив покаяния. Ложное величие официальных Героев и истинное величие простых сердец. В своих поисках «нутряной» России герой не находит «идеального» народа с его патриархально-праведным укладом бытия, но он находит личность, воплотившую в себе те ценности, которые народ в массе своей утрачивает, - личность праведника.
Название рассказа
Беседа. Как вы понимаете смысл первоначального и окончательного названий рассказа?
Гибель Матрениного двора - грозное предупреждение писателя о катастрофе, которая может случится с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Авторская вера в жизнестойкость России, в силу народной правды.
Дискуссия*
Что означает слово праведник в русской литературной традиции? Что вкладывает Солженицын в это понятие? Считаете ли вы Матрену праведником? Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые писателем?
Читать книгу "Один день Ивана Денисовича"