«Во всем мне хочется дойти до самой сути» (1956)
Поэтическое кредо Пастернака.
Начало пути
Рассказ о детстве поэта, сопровождаемый чтением фрагментов из автобиографической прозы «Люди и положения». Культурная атмосфера дома Пастернака. Раннее знакомство с выдающимися деятелями русской культуры. Увлечение музыкой и живописью. Учеба на философском отделении Московского университета, слушание курса на композиторском отделении консерватории. Значение занятий музыкой, живописью и философией для будущей поэзии Пастернака.
Поездка в Марбург (1912); лекции по философии и любовная драма.
«Марбург» (1916, 1928). Сжатость фабульного начала и точность воспроизведения состояния лирического героя: наделение предметов окружающего мира человеческими страстями; выразительность метафор; тематическая разнородность компонентов, составляющих метафору; одушевление абстрактных понятий; использование развернутых метафор; яркая звукопись; своеобразие синтаксиса, значение переноса. Возрождение героя, пережившего любовные страдания.
Первый самостоятельный сборник Пастернака «Близнец в тучах»
Эпоха напряженных поисков жизненного и творческого пути.
«Метель» (1914). Взволнованность, сбивчивость интонации. Лирический «напор». Обрыв строки, перенос, повтор фразы, создающие ощущение хаотического движения стиха, отражающего хаотические, попытки лирического героя найти дорогу и хаос самой природы. Интенсивность контакта лирического героя с миром. Единство человека и деталей природы, оживающих в пастернаковских метафорах. Предметы, наделенные человеческими свойствами, получают право самостоятельной жизни наравне с человеком. Природа как субъект лирического переживания.
Пастернак и футуризм
Участие в группе «Центрифуга». Близость поэтики раннего Пастернака к поэтике Маяковского. Сложность отношения Пастернака к Маяковскому («Люди и положения», стихотворения «Маяковскому» (1922), «Смерть поэта» (1930)).
Сборник «Сестра моя - жизнь» (1922). Поэтическая зрелость
«Про эти стихи». Метафоричность восприятия окружающей действительности. Растворенность поэзии в окружающем мире. Поэзия как нить, связывающая мгновенье с вечностью. Бытовое и бытийное в стихотворении. Соседство разговорной и книжно-поэтической лексики. Роль художественной детали.
«Определение творчества». Импрессионизм поэтического письма. Ассоциативность сцепления образов. Творчество как наполнение мироздания человеческими страстями.
Поэзия Пастернака 1920-х годов
Поэмы «Лейтенант Шмидт», стихотворный роман «Спекторский», сборник «Поверх барьеров». Переводческая деятельность поэта (переводы из грузинских поэтов).
Сборник «Второе рождение» (1932)
Смысл названия сборника. Новизна отношения к действительности. Поэзия как второе рождение действительности, рождение в слове, в образе, в метафоре.
«О, знал бы я, что так бывает...». Многоплановость стихотворения. Судьба актера и судьба поэта. Трагический жребий поэта. Понимание поэзии не как отражения действительности, а как самостоятельной реальности, силы, властвующей над поэтом. Сопоставление позиции Пастернака и Маяковского («...строчки с кровью - убивают/ Нахлынут горлом и убьют» - «...я себя смирял, становясь на горло собственной песне»).
Пастернак в 1930-е годы
Переводческая деятельность («Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир», «Макбет» Шекспира, «Мария Стюарт» Шиллера, «Фауст» Гете). Гениальный перевод «Гамлета». Значимость для Пастернака образа Гамлета, взявшего на себя ответственность за судьбы мира в эпоху трагических потрясений.
Стихотворение «Гамлет» (1946) из «Стихотворений Юрия Живаго». Многообразие прочтений стихотворения: судьба Гамлета, актера, исполняющего его роль, Христа, чья молитва в Гефсиманском саду цитируется в стихотворении, и самого автора. Мучительные колебания героев и сознательный, мужественный выбор пути, ведущего к гибели. Осмысление человеком своего места в божественном замысле.
Пастернак в годы Великой Отечественной войны
Патриотическое звучание стихов.
«На ранних поездах» (1941). Ощущение поэтом своей неразрывной связи с Россией и ее народом. Искренность патриотического чувства и Отсутствие патетики в его выражении.
Изменение поэтической манеры Пастернака в стихах 1940-х годов. Стремление к «неслыханной простоте», к освобождению поэзии от трафаретов, штампов, «поэтизмов», избитых тем и приемов. Неизменность важнейших черт пастернаковского стиля и мировидения. Логичность построения поздних стихов Пастернака. Внешняя простота и смысловая глубина.
Последние годы
История создания романа «Доктор Живаго» и присуждения Нобелевской премии. Травля поэта. Стихотворение «Нобелевская премия». Смерть Пастернака и его посмертная слава.
«Быть знаменитым некрасиво» (1956) как итоговое размышление Пастернака о судьбе и назначении поэта. Продолжение «спора» с Маяковским. Отголоски в стихотворении тем и образов «Гамлета», «О, знал бы я, что так бывает...».