Задание 1. Повторить из теории литературы следующие понятия:
Аллегория; антиутопия; утопия; герой произведения; гипербола; гротеск.
Задание 2. Подготовить сообщение о жизни и творчестве Е.И. Замятина.
Литература:
1. Замятин Е. И. Техника художественной прозы: (Из цикла лекций, читанных перед молодыми петроградскими литераторами в 1919 - 1920 гг.)//Литературная учеба. 1988. № 6.
2. Галъцева Р., Роднянская И. Помеха - человек. Опыт века в зеркале антиутопий// Новый мир. 1988. № 12.
3. Нянковский М. А. Антиутопия. К изучению романа Е. И. Замятина «Мы»//Литература в школе. 1998. № 3, 4.
4. Скороспелова Е. Б. Замятин и его роман «Мы»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1999.
Задание 3. Подготовить коллективный анализ романа «Мы»*.
* Учащиеся делятся на группы, каждая группа получает комплект вопросов для самостоятельной работы над текстом романа. Внутри группы учащиеся могут распределить вопросы между собой. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением.
1. Антиутопический мир на страницах романа «Мы» ( 1-ая группа)
(«Мы - счастливейшее среднее арифметическое»).
В какие моменты жизни герой романа Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства? Каковы характерные черты внешнего устройства и сущности изображениого мира? Какими образами-символами они выражены в тексте? Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура Тэйлора? Каков смысл антитезы Тэйлор - Кант в контексте романа? Как соотносятся понятия «свобода» и «счастье» в сознании замятинских героев? Рассмотрите эпизоды казни и Дня Единогласия. В чем абсурдность этих сцен? Как проявляется в них авторская ирония? В чем смысл названия романа? Сопоставьте, что вкладывают в понятие «мы» пролетарские поэты, герой-повествователь в романе Замятипа и сам автор романа?
Идея всеобщего равенства, центральная идея утопии, оборачивается в антиутопии всеобщей одинаковостью и усредненностью, абсолютной подчиненностью государству всех сфер человеческой жизни. «Счастье - в несвободе». Счастье - отказаться от собственного «я» и ощутить себя частичкой многомиллионного «мы».
2. Пути реализации утопии (2-я группа)
(«...заставить их быть счастливыми»)
Какие меры предприняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»? Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве. Какую роль в формировании отношений человека с человеком, человека с властью играет «Lex sexualis»? Определите авторское отношение к этому закону. Какова роль Зеленой Стены, Часовой Скрижали и Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства? Какова функция искусства в изображенной государственной системе? Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия? Найдите проявления авторского сарказма в ее изображении.
Физическое уничтожение людей, отрыв человека от природы, разрушение всех межличностных связей, подчинение государству материальной и духовной сфер человеческой жизни, жесткая регламентация поведения, мощная система подавления инакомыслия как средства создания «идеального» общества.
IV. Язык и тип сознания (3-я группа)
(«Прежде оружия мы испытаем слово...»)
Найдите в тексте романа словесные обоснования истинности счастья нумеров (эстетические, математические, религиозные). Определите, в чем своеобразие логики этих обоснований?
Мир, изображенный в антиутопии, - деформированный мир. Любая деформация естественных норм бытия находит отражение в языке. В Океании, вымышленной стране, изображенной в романе Дж. Оруэлла «1984», разработан особый официальный язык Новояз. Важнейшей особенностью такого языка является обилие оксюморонов. Например, главные лозунги государства в книге Оруэлла звучат так: «ВОЙНА ЭТО МИР. СВОБОДА ЭТО РАБСТВО. НЕЗНАНИЕ - СИЛА». Выпишите из текста романа «Мы» наиболее яркие оксюморонные сочетания, объясните, какую роль играют они в официальном языке Единого Государства. Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности? Охарактеризуйте тип общественного сознания, который воссоздан Е. Замятиным в романе.
Воспроизведение в романе тоталитарного типа сознания, подменившего все выношенные мировой культурой человеческие ценности, убедительно доказывающего, что счастье — в несвободе, приравнявшего человеческую личность к некоей физической единице. Деформированный язык как выражение деформированного общественного сознания.
V. Социальный прогноз Замятина (задание для всей группы)
Какие события, явления XX века сумел предсказать Е. Замятин в своем романе?
Прогностическая сила замятинского романа. Изображение в условно-фантастической форме важнейших атрибутов тоталитарного общества (обожествляемый глава государства, всесилие политической полиции, жесткая регламентация частного человеческого существования, изоляция от окружающего мира, проведение экспериментов над человеческой психикой и пр.)
VI. Герой антиутопии (4-я группа)
(«Я - микроб... Я - вселенная...»)
Докажите, что в начале романа Д-503 - фанатик Единого Государства. Что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Какие внешние факторы послужили толчком к глубоким изменениям в психике героя? Как отразились внутренние изменения на поведении героя? В чем суть конфликта в душе Д-503? Какие образы-символы служат для выражения внутренних противоречий героя? Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как меняется на протяжении повествования речь Д-503, ее ритм, конструкции фраз? Как изменила любовь героя к 1-330 его мироощущение, его видение мира и понимание своего места в нем? Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503? В чем несходство авторской позиции и позиции героя в оценке тех или иных явлений? Как оно выражено в романе?
Своеобразие личности, сформированной под воздействием Единого Государства, ощущающей себя микробом по сравнению с его силой и мощью. Духовная эволюция героя: от незначительных сомнений в абсолютной правильности мироустройства под влиянием искусства и любви к внутренней раздвоенности и, наконец, к осознанию себя как личности, к ощущению собственной значимости, к бунту. Конфликт свободной личности с государственной системой и общественным укладом — центральный конфликт антиутопии. Значение экспрессивной образности (речь, деталь, портрет и пр.) в раскрытии эволюции героя.
VII. Кризис антиутопического мира (5-я группа)
(«Эпидемия души»)
Приведите примеры пробуждения души в героях романа. Какими экспрессивными деталями подчеркивает автор своеобразие каждого из этих героев? Чем обусловлен такой выбор деталей? Кто такие Мефи? Какова, по-вашему, этимология этого слова? Как она связана с тезисом героя-повествователя «МЫ» — от Бога, а «Я» от диавола»? Почему Единое Государство не смогло (или не захотело) убить в человеке духовное, эмоциональное начало? Как выстроена в Едином Государстве система запретов и ограничений? Какое значение имел для Д-503 разговор с I-330 об энтропии (запись 30-я)? Как связано с ним поведение героя в предпоследней главе? Какое символическое значение имеют его слова, обращенные к соседу? Как вы оцениваете финал романа?
Невозможность уничтожения эмоциональной сферы в человеке. Экспрессивные детали, подчеркивающие индивидуальность центральных героев романа, роль метонимии в романе (брызжущие губы, губы-ножницы, двояко-изогнутая спина, икс, круг и т. д.). Стремление государства не убить человеческую личность, в которой должна оставаться способность воспламеняться любовью к государству, а ограничить ее. Стремление центральных героев вырваться за рамки запретов, еретичество как основа позиции героев и автора. Трагизм финала и вера автора в способность человека противостоять насилию над собственной личностью.
VIII. Мифологическая основа произведения (6-я группа)
(задание повышенной сложности)
Какое переосмысление получают в романе ветхозаветные мифы об искушении Адама и Евы, об Аврааме и Исааке, новозаветный миф о распятии Христа, сюжеты античной мифологии (напр., миф о Прометее?) Как трансформируются в сознании граждан Единого Государства мифологемы рая, «золотого века», образы скрижали, ангелов-хранителей? В чем сходство и различие древнего праздника Пасхи и Дня Единогласия, описанного в романе? Какие новые мифы создало Единое Государство? Какую роль в формировании массового сознания играют замена служения Богу поклонением государству и обожествление Благодетеля?
IX. Стилистическая манера Замятина (7-я группа)
Отметьте в текстах Замятина черты экспрессионизма. Обратите внимание на принципы построения предложений, приемы, придающие повествованию динамизм, экспрессивность деталей, своеобразие работы с эпитетами, метафоричность, использование гиперболы и гротеска.
Задание 4. Используя предложенный материал, подготовьтесь к дискуссии по роману Е.И. Замятина «Мы».
1. Литературовед О. Н. Михайлов пишет: ««Мы» - краткий художественный конспект возможного отдаленного будущего, уготованного человечеству, смелая антиутопия, роман-предупреждение».
1. Как вы понимаете определение «художественный конспект»? Можете вы согласиться с тем, что так обозначается жанровое своеобразие романа «Мы»?
2. Как вы думаете, почему роман «Мы» в исследовательской литературе неизменно называется «антиутопией»? Может быть, это утопический роман?
2. Исследователь Н.А. Доронченков пишет: «Неоднократно отмечалось, что ставшее названием книги Замятина местоимение «мы» было основополагающим в лексиконе поэтов Пролеткульта. «Мы» пролеткультовцев — это символ массы вчерашних угнетенных, воодушевленной сознанием своей преобразовательной миссии и всемирного классового единства, в то же время не отягощенной привязанностью к прошлому и сплоченной в порыве к будущему».
1. Какую роль, на ваш взгляд, выполняет местоимение «мы» в романе Замятина? Можно ли в этом романе найти мысль о «массе вчерашних угнетенных, воодушевленной сознанием своей преобразовательной миссии...»? Если да, то в чем она проявляется?
3. Литературовед В. Воздвиженский пишет: «...наблюдательный взгляд Замятина точно улавливает крайности, действительно свойственные эпохе. Особенно его тревожила тенденция к обезличиванию всей человеческой деятельности, весьма отчетливо выступавшая в социальной и духовной жизни революционных лет... Так появился роман «Мы», где рисовалось будущее, в котором благополучное существование людей построено именно на их отказе от собственной личности. «Математически безошибочное счастье» для всех обеспечивает Единое Государство. Каждый получает сытость, покой, занятие по способностям, полное удовлетворение всех физических потребностей...».
1. Можете ли вы утверждать, что и в романе «Мы» Замятина волнует, прежде всего обезличивание «всей человеческой деятельности»? Если да, то как это показано в романе?
2. Как вы думаете, что плохого в «математически безошибочном счастье»? Разве граждане Единого Государства несчастны оттого, что «каждый получает сытость, покой, занятие по способностям» и т. д.?
4. «Замятин рассказывает, как сама человеческая природа не выносит этого безразличного существования, как созревает заговор и восстание против него — во имя права на собственные чувства, во имя возвращения к естественной жизни. Но конец романа мрачен: рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление» (В. Воздвиженский).
1. Как в романе Замятина показана «сама человеческая природа», сопротивляющаяся безразличному существованию?
2. Что «нумера», отважившиеся на сопротивление, понимают под «естественной жизнью», что они противопоставляют «математически безошибочному счастью» Единого Государства?
3. Почему конец романа получился мрачным? За счет чего «бездушная машина Единого Государства одолевает» своих противников?
5. В январе 1927 г. Илья Эренбург писал Евгению Замятину: «Я прочел «Мы». Замысел, на мой взгляд, великолепен. Обидно, что книга не была издана после того, как она была написана. Теперь, я думаю, Вы написали бы многое иначе, опуская злободневность иных мест (Великий Инквизитор и т. п.)».
1. Как вы думаете, в чем суть и значение образа Благодетеля (Эренбург называет его Великим Инквизитором)? Можете вы согласиться с тем, что к 1927 г. злободневность этого образа сошла на нет, а потому от него можно было бы отказаться? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие места, образы романа показались вам злободневными и в наше время?
6. Евгений Замятин признавался: «Роман "Мы" - самая моя шуточная и самая серьезная вещь»,
1. Как вы думаете, что в романе «Мы» можно отнести к шуточному? Разве в этом романе есть предмет для шуток? Обоснуйте свой ответ.
2. В чем, на ваш взгляд, заключается главная «серьезность романа "Мы"»?
7. А. Гастев писал: «Машинизирование не только жестов, не только рабоче-производственных методов, но машинизирование обыденно-бытового мышления, соединенное с крайним объективизмом, поразительно нормализует психологию пролетариата... Вот эти-то черты сообщают пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А, В, С или как 325, 0,75 и 0... уже нет миллиона голов, есть одна мировая голова. В дальнейшем эта тенденция незаметно создаст невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системой психологических включений, выключений, замыканий».
1. Присутствует ли в романе Замятина образ машинизированного «обыденно-бытового мышления»? Если да, то, как это мышление изображается?
2. Как показывает писатель «анонимность» психологии граждан Единого Государства? Все ли сделано в этом государстве для невозможности «индивидуального мышления»?
8. Евгений Замятин писал: «Настоящий художник и писатель — всегда на один шаг впереди своего времени и своего общества; поэтому положение настоящего писателя всегда и при всех обстоятельствах одно и то же: положение еретика».
1. Как вы считаете, присутствует ли эта мысль в системе образов или авторских воззрений романа «Мы»? Если да, то в ком или в чем вы заметили ее проявление?
2. Каково положение «художника и писателя» в романе? Как это положение оценивает Д-503?
9. М. Горький писал: «"Мы" - отчаянно плохо; совершенно не оплодотворенная вещь. Гнев ее холоден и сух, - гнев старой девы».
1. Согласны ли вы с тем, что в романе «Мы» автор дает волю гневу? В чем тогда проявляется его гнев и можно ли этот гнев назвать холодным и сухим?
2. Можно ли, на ваш взгляд, по роману «Мы» судить о том, что отстаивает и против чего протестует Евгений Замятин, что вызывает его гнев?
10. Литературовед М.Ф. Пьяных пишет: «В полемике с идеями обезличенного общества будущего создавался роман Е. Замятина «Мы» (1920), предупреждающий о тех страшных последствиях, к которым действительно могла привести гипертрофия военизированного коллективизма».
1. Какие главные черты «военизированного коллективизма» выделяет Замятин? Чем прежде всего страшен такой «военизированный коллективизм»?
2. Как вы думаете, есть ли что-либо привлекательное, оправданное в том строении «общества будущего», о котором рассказано в романе «Мы»?
11. Художник Юрий Анненков вспоминал: «Как-то вечером, в избе, Замятин прочел мне одну из первых страниц романа «Мы». Мне не понравилось слово «нумер», казавшееся, на мой взгляд, несколько вульгарным: так произносилось это слово в России какими-нибудь мелкими канцелярскими провинциальными чинушами и звучало не по-русски.
— Почему - нумер, а не номер?
— Так ведь, это - не русское слово, - ответил Замятин, - искажать не обязательно...»
1. Вам не показалось слово «нумер» «несколько вульгарным» или не совсем подходящим в данном случае? Почему?
2. Посмотрите, как пишется и как произносится слово «номер» на английском, немецком, французском, итальянском языках. Согласны ли вы с тем, что замятинский вариант ближе к иноязычному написанию и произношению, чем слово «номер»? Как вы думаете, о чем свидетельствует замечание писателя о том, что «это - не русское слово»?
12. Литературовед М.О. Чудакова замечает: «В романе «Мы» описано, как человек, вышедший за Стену, не может двинуться, так как под его ногами оказывается не привычная ровная и твердая плоскость, «а что-то отвратительно мягкое, податливое, упругое» - трава, растущая на земле».
1. Как вы думаете, какую роль в романе играет Стена? Расшифруйте символический смысл этого образа.
2. Найдите эпизод романа, упоминаемый исследовательницей. Как
3. вы думаете, в чем смысл этого эпизода? Как он характеризует психологию Д-503 и «нумеров» вообще?
13. «Замятин не боится живой и упругой мысли. Он исследует границы инстинкта свободы и сострадания к ближнему - того чувства, которое прорывает достигнутую и постигнутую Разумом твердь Единого Государства» (М.О. Чудакова).
1. Присутствует ли в романе Замятина исследование границ «инстинкта свободы»? Если да, то как писатель определяет эти границы в психологии нумеров ?
2. Знают ли «нумера», что такое чувство «сострадания к ближнему»? Как далеко простираются границы этого чувства у «нумеров»?
3. Согласны ли вы с тем, что в романе изображается, исследуется то, как твердь Единого Государства прорывается инстинктом свободы «нумеров» и их чувством сострадания к ближнему? Если да, то в чем вы увидели этот «прорыв»?
14. В.М. Акимов пишет: «Долг, отделенный от совести, сострадания, жалости, стал поистине Государственным Чувством. Только таким образом Единое Государство может обеспечить свою стабильность - делая всех соучастниками совершаемого им преступления против человечности. Апофеозом же свободы становится процедура выборов Благодетеля».
1. В чем заключается долг граждан Единого Государства? Согласны ли вы с тем, что долг «нумеров» романа отделен «от совести, сострадания, жалости»? Обоснуйте свой ответ.
2. Какое место в системе событий романа занимает процедура выборов Благодетеля? Согласны ли вы с определением ее как апофеоза лжесвободы? Почему?
- Английский писатель Джордж Оруэлл отмечает: «Вопреки воспитанию и бдительности Хранителей, многие древние человеческие инстинкты продолжают действовать. Рассказчик, Д-503, талантливый инженер, но, в сущности, заурядная личность... живет в постоянном страхе, ощущая себя плену атавистических желаний».
1. Согласны ли вы с тем, что Д-503 - «заурядная личность»? Почему?
2. Какие «древние человеческие инстинкты продолжают действовать» в Едином Государстве? Как вы считаете, что в романе «Мы» можно назвать «атавистическими желаниями», в плену которых находится Д-503?
16. Литературовед А.В. Туниманов пишет: «Поэтика «Мы» отчасти ориентирована на модернистскую живопись, архитектуру, музыку, стилистику научных работ, но это и фантастико-авантюрный роман, вобравший в себя историко-философские и футурологические трактаты и литературные памфлеты».
1. Как вы считаете, что сближает поэтику романа «Мы» с модернистской живописью, архитектурой, музыкой, стилистикой научных работ?
2. Какие особенности замятинского произведения позволяют утверждать, что это «фантастико-авантюрный роман»?
17. Писательница Зинаида Шаховская отмечала: «Взгляд, который Замятин бросал на мир, был взглядом Салтыкова-Щедрина, писателя, которого я никогда не любила, вероятно, и знать бы его [Салтыкова] лично не захотела, - а вот Замятина было за что любить».
1. Как вы думаете, что сближает роман «Мы» с творчеством М.Е. Салтыкова - Щедрина (например, с «Историей одного города» или «Сказками»)?
2. Как бы вы охарактеризовали взгляд Замятина на мир? Напишите небольшое эссе на тему «Взгляд, который Замятин бросал на мир...» или «... Замятина было за что любить».
18. Джордж Оруэлл пишет: «Книга Замятина в целом по духу ближе нашему сегодняшнему дню. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, что нам грозит машинная цивилизация... Это исследование сущности Машины - джина, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад».
1. Согласны ли вы с таким определением цели романа «Мы», как ее определяет английский писатель? Почему?
2. Можно ли, на ваш взгляд, утверждать, что роман «Мы» — «это исследование сущности Машины...»? Аргументируйте свой ответ.
В чем, по вашему мнению, книга Замятина близка нашему сегодняшнему дню? Напишите небольшое сочинение - рассуждение на тему «Цели Евгения Замятина в романе «Мы» или «Книга Замятина... по духу ближе нашему сегодняшнему.