Наш опрос

Делаете ли вы всё вовремя?
Всего ответов: 41

Полезные ссылки

  • Официальный сайт техникума
  • Портал дистанционного обучения
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Пятница, 2025-09-26, 1:38 AM
    Вы вошли как Гость 
    Главная | Регистрация | Вход |

    Электронное пособие по литературе

    Иван Алексеевич Бунин (1870 – 1953гг.)

    Задание 3. Подготовить сообщение об особенностях художественного стиля И.А. Бунина.

    Литература:

    1.    Бунин И. А. Рассказы: Избранное. Анализ текста. Сочинения. 11 кл.: Справочное пособ./ Авт. - сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. М.: Дрофа, 1997.

    2.    Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX—XX вв. М.: Изд-во МГУ, 1990.

    3.    Колобаева Л. А. Проза И. А. Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1998.

    4.    Мальцев Ю. Бунин. Франкфурт - Москва: Посев, 1994.

    5.    Муромцева - Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Со­ветский писатель, 1989.

    6.    Смирнова Л. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.

     

    Консультация

    Художественный мир Бунина. Проблематика, эстетические принципы, основные мотивы творчества.

    Короткие рассказы Бунина – целый мир чувств, мыслей, ощущений.

    Предельная краткость и конкретность изображения. Отсутствие иерархии между различными элементами текста. Высокая ценность единичного, отдельного. Ритмическая организация текста. Единство лирического и эпического начал. Мотив памяти. «Географический» масштаб и хронологические границы воспроизводимого мира. Человек как частица мироздания. Сосредоточенность Бунина на экзистенциальной проблематике. Загадка человеческого существования - главный предмет бунинской прозы.

    Бурная потаенная жизнь души. Внутренняя жизнь превыше внешней. Обнаженная кожа. Оттого сотворенная им литература дышит страданием и любовью, поэзией и правдой.

    « Я всегда воспринимал мир через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно!» - характерная запись в дневнике.

    Обостренное чувство жизни - рядом с обостренным чувством смерти. Страх смерти преследовал его. « А у меня все одно в глубине души: тысячи лет вот так же будут сиять эти звезды, а меня не будет». Настолько избегал всего, связанного со смертью, что не поехал на похороны горячо любимой матери.

    Красота и смерть, любовь и разлука – вечные темы, получившие столь личностное и просветленное выражение в бунинской прозе и поэзии.

    « Великий инквизитор жизненных положений», - Горбов Д. о Бунине.

    Герои Бунина разобщены, не слышат друг друга, в их жизни главную роль играют поступки, часто роковые.

    Бунин – мастер фабулы, она ветреней, чем сюжет.

    Бунин: « К черту сюжеты, не тужься выдумывать, а пиши то, что видел, и что приятно вспоминать». ( Письмо Н. Телешову, 18 июня1899 г.).

    Задание 4. Подготовьте анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско», опираясь на следующие положения:

    1. Сюжетная организация рассказа

    Вычленить сюжетный костяк рассказа, обозначив экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Какие элементы изображенной картины не мотивированы сюжетом, т.е. никак с ним не связаны?

    Сюжет как часть общей картины жизни, фрагмент неостановимого потока времени.

     В каких фрагментах текста действие развивается стремительно, а в каких сюжетное время будто останавливается? Какой композиционный прием придает рассказу завершенность и укрупняет масштаб обобщения в произведении?

    2. Временная и пространственная организация рассказа

    Временные (календарные) координаты сюжета рассказа. Распорядок дня богатых туристов. Точная выверенность маршрута. Мотив искусственности, механистичности бытия центрального персонажа.

    Стихия живой жизни. Отсутствие размеренности, предсказуемости. Стремление  героя отгородиться от необъяснимых, непредсказуемых явлений. Пространственные и временные координаты рассказа. Бесконечность пространства и времени.

     

    3. Точка зрения персонажа и авторская точка зрения

    Ограниченность точки зрения персонажа и масштабность авторского взгляда. Финал рассказа. Образы - символы: Дьявол, Атлантида. Ассоциативная параллель (судьба римского тирана Тиверия и судьба господина из Сан-Франциско). «Посмертная судьба» героя рассказа. Связь человека и мира в восприятии героя (человек - хозяин, «господин» жизни) и автора (мир неподвластен человеку, человек как частица мира).

    4. Предметная детализация бунинского текста

    Точность и конкретность детали в прозе Бунина.

    Какие функции традиционно выполняла художественная деталь в произведениях русской классики? Приведите примеры деталей, которые выполняют аналогичные функции в рассказе Бунина.

    Связь детали с сюжетом рассказа и характером героя (напр., детали вечернего костюма героя, изображение запонки, удар второго гонга).

    Детали, не связанные с сюжетом; избыточная изобразительность (напр., изображение попугая в клетке, сицилийской лошадки и пр.). Деталь, не замкнутая на конкретный эпизод, но свидетельствующая о состоянии мира в целом.

    Изображение внешнего мира в сложной совокупности воспринимаемых качеств. Анализ описания Капри («Наконец, уже в сумерках...»). Какие свойства окружающего мира переданы в описании, какими органами чувствони воспринимаются? Цвет, запах, звук, тактильные ощущения в бунинской прозе. Синестетичность мировосприятия. Беседа о своеобразии внешней изобразительности Бунина с опорой на самостоятельно прочитанные произведения (напр. «Антоновские яблоки»).

    5. Ритмическая и звуковая организация текста

    Ритмическое чередование в рассказе двух основных мотивов — монотонного существования «господина» и стихии живой жизни. Комплекс художественных средств, связанных с каждым из мотивов (детали, специфика глаголов). Финал рассказа, соединяющий оба мотива. Авторские размышления о катастрофичности человеческого бытия и величии живой жизни.

    Значение ритма в организации прозаического текста. Беседа с опорой на самостоятельно прочитанные произведения (напр., рассказ «Легкое дыхание». Роль ритма в композиционной организации: превращение пошлой житейской истории в лирический рассказ о любви).

    Фонетическая упорядоченность текста. Анализ ряда фрагментов (напр. «Океан с гулом ходил...», финальное описание и пр.). Роль аллитераций и ассонансов. Смысловые контрасты и звуковые сближения слов.

    Стилевая безупречность бунинской прозы.

     

    Задание 5. Используя высказывания автора, его современники и литературных критики о рассказе «Господин из Сан-Франциско», подготовьте выступление о социальной и экзистенциальной проблематике произведения.

    1. И. Бунин рассказывал о зарождении замысла рассказа «Господин из Сан-Франциско»: «Летом пятнадцатого года, проходя однажды по Кузнецкому мосту в Москве, я увидел в витрине книжного магазина Готье издание на русском языке повести Томаса Манна «Смерть в Венеции», но не зашел в магазин, не купил ее, а в начале сентября 1915 года, живя в имении моей двоюродной сестры, в селе Васильевском, Елецкого уезда, Орловской губернии, почему-то вспомнил эту книгу и внезапную смерть какого-то американца, приехавшего на Капри в гостиницу «Квисисана», где мы жили в тот год, и тотчас решил написать «Смерть на Капри», что и сделал в четыре дня, не спеша, спокойно, в лад осеннему спокойствию сереньких и уже довольно коротких и свежих дней в тишине в усадьбе и в доме...»

    1.                                      Как вы считаете, в эмоциональном строе рассказа «Господин из Сан-Франциско» чувствуется спокойствие, неспешность, которые сопровождали его создание? Если да, то в чем?

    2.                                      Можно ли, на ваш взгляд, найти осеннее спокойствие «сереньких и уже довольно коротких свежих дней в тишине» в красках, цветах и настроении рассказа «Господин из Сан-Франциско»? Если да, то в чем конкретно?

    2. И. А. Бунин вспоминал: «Заглавие «Смерть на Капри» я, конечно, зачеркнул тотчас же, как только написал первую строку: «Господин из Сан-Франциско...» И Сан-Франциско и все прочее (кроме того, что какой-то американец действительно умер после обеда в «Квисисане») я выдумал».

    1.                                      Как вы думаете, почему первоначальное заглавие рассказа было столь решительно отвергнуто? Может быть, оно более подходит к рассказанному Буниным? Аргументируйте свой ответ.

    2.                                      Как вы считаете, о каком характере творческого процесса свидетельствуют эти признания (см. также предыдущее задание)?

    3. По свидетельству жены писателя В. Н. Муромцевой-Буниной, одним из поводов к написанию рассказа «Господин из Сан-Франциско» послужил случай, происшедший в апреле 1909 г., на пароходе, по дороге из Италии в Одессу. У Бунина с одним из попутчиков «завязался спор о социальной несправедливости», и он так ответил оппоненту: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают и т. д. Справедливо ли это? А главное, сидящие наверху и за людей не считают тех, кто на них работает...». «Я считаю, - утверждает В. Н. Муромцева-Бунина, - что здесь зародился «Господин из Сан-Франциско».

    1.                          Как вы считаете, присутствует ли мысль, высказанная писателем в споре, в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Если да, то чем или кем она представлена?

    2.                          Сравните свидетельство В. Н. Муромцевой - Буниной с тем, как о зарождении замысла рассказа вспоминал сам писатель. Нет ли между этими двумя свидетельствами противоречия? Если да, то в чем? Чье свидетельство показалось вам более интересным, более близким по духу к сути рассказа «Господин из Сан - Франциско»?

    4. У Ивана Бунина есть такое авторское признание: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» — Эти страшные слова из Апокалипсиса неотступно звучали в моей душе, когда я писал «Братьев» и задумывал «Господина из Сан - Франциско», за несколько месяцев до войны».

    1.            Как вы считаете, насколько отразилась идея этих «страшных», разрушительных слов из Апокалипсиса в рассказе «Господин из Сан - Франциско»?

    2.            Не противоречит ли это признание писателя тому, как он сам же рассказывал о зарождении замысла рассказа? Если да, то в чем?

    5. «Сосредоточив художественное внимание на фигуре героя, принадлежащего к тому отборному обществу, «от которого зависят все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей», Бунин, не прибегая к публицистике, воссоздает жизнь 58-летнего миллионера в момент, когда «господин», наконец, решил отдохнуть и развлечься. Здесь-то и раскрывается полное ничтожество и безликость существа, претендующего на командные высоты в обществе, но не случайно лишенного писателем даже собственного имени» (Л. В. Крутикова).

    1.                                      Вы тоже считаете, что господин из Сан - Франциско «неслучайно» лишен писателем своего имени? Если да, то в чем, по вашему мнению, смысл такого лишения?

    2.                                      Как в рассказе Бунина показаны «полное ничтожество и безликость существа», являющегося главным героем? Как вы считаете, есть ли какой-либо символический смысл в том, что ничтожество и безликость господина из Сан - Франциско показывается именно в тот момент, когда он «решил отдохнуть и развлечься»? Если да, раскройте этот смысл.

    6. «Для Бунина мир людей страшен. Социальное неравенство в рассказе «Господин из Сан - Франциско» - явление попутное: ужас не в том, что на верхних палубах «Атлантиды» безумно дорогая, неистовая и блистательная игра в «жизнь» обеспечивается глубоко запрятанным адским брюхом корабля, в котором с чудовищным напряжением работают люди неизмеримо низшего имущественного ранга. Полуголые, облитые грязным потом, багровые от пламени топок, они так же страшны, как пронзительная корабельная сирена, в смертной тоске стенавшая в тумане мрачного океана» (А. Е. Горелов).

    1.                          Согласны ли вы с той характеристикой, которую дает людям «неизмеримо низшего имущественного ранга» исследователь? Может быть, нельзя только этими словами исчерпать характеристику тех, кто глубоко запрятан «адским брюхом корабля»? Обоснуйте свой ответ.

    2.                          Можно ли, по вашему мнению, утверждать, что люди, обслуживающие корабль, «страшны», как пронзительная корабельная сирена»? Если да, то чем более всего они вызывают страх?

    3.                          Как показывается в рассказе «Господин из Сан - Франциско» «социальное неравенство»? Согласны ли вы с тем, что его показ - «явление попутное»? Если да, то что, по вашему мнению, тогда можно назвать главным «явлением»?

    7. А. Т. Твардовский писал: «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, — перед ними все равны... безыменный господин из Сан - Франциско умирает, только что собравшись хорошо пообедать в ресторане первоклассного отеля на побережье теплого моря. Но смерть одинаково ужасна своей неотвратимостью».

    1. Согласны ли вы с тем, что в рассказе «Господин из Сан - Франциско» есть мысль о стирании социальных, классовых, имущественных граней, разделяющих людей перед лицом смерти? Если да, то в чем вы это увидели?

    2. Показывает ли Бунин ужас неотвратимости смерти? Может быть, в показе именно этого ужаса и заключается смысл всего рассказанного (особенно если помнить о первоначальном заглавии «Господина из Сан - Франциско»)? Аргументируйте свой ответ.

    8. Немецкий писатель Томас Манн был в восхищении от бунинского рассказа и писал, что он «по своей нравственной мощи и строгой пластичности может быть поставлен рядом с некоторыми из наиболее значительных произведений Толстого «Поликушкой», со «Смертью Ивана Ильича».

    1.    Как вы считаете, в чем ведущее нравственное начало («нравственная мощь») рассказа «Господин из Сан - Франциско»?

    9. В. П. Смирнов считает, что в "Господине из Сан - Франциско" отразилась особенность бунинской прозы, когда «стилистически и композиционно произведения ориентированы на «пушкинские» краткость, точность и ясную глубину. Резкая конфликтность ситуаций, трагически неразрешимая в истоках, на житейской поверхности разрешима  лишь смертью».

    1.      Согласны ли вы с тем, что для стилистики и композиции рассказа «Господин из Сан - Франциско» характерны «пушкинские» краткость, точность и ясная глубина? Обоснуйте свой ответ.

    2.      Присутствует ли в этом рассказе «резкая конфликтность» ситуации, которую нельзя разрешить «на житейской поверхности»? Если да, то в чем, на ваш взгляд, неразрешимость конфликта этого рассказа «на житейской поверхности»?

    10. В. П. Смирнов утверждает, что период написания «Господина из Сан-Франциско» — это время, когда «таинственная основа жизни нередко реализуется в поэтике Бунина в сквозных образах-символах пространственной безграничности: океан, море, бездонное небо, бескрайность степей и полей, дорожная даль (для Бунина некоторые черты национальной психики и мироощущения русского человека обусловлены созерцанием этих «огромных, широких и вечных» «вещей»)».

    1.  Есть ли в рассказе «Господин из Сан - Франциско» «сквозные образы-символы пространственной безграничности», о которой пишет ученый? Если да, то о какой «таинственной основе жизни» эти образы-символы, по вашему мнению, свидетельствуют?

    2.      Как вы считаете, уместно ли в случае с «Господином из Сан -  Франциско» говорить о чертах «национальной психики» и «мироощущении русского человека»? Аргументируйте свой ответ.

    11. Литературовед А. Волков считает, что рассказ «Господин из Сан - Франциско» «можно назвать «конспектом романа», настолько тесно уложены в нем явления и факты жизни».

    1. Какие наиболее примечательные «явления и факты жизни» «уложены» в рассказе «Господин из Сан - Франциско»? Как вы понимаете мысль исследователя о «тесноте» явлений и фактов жизни в этом рассказе

    2. Согласны ли вы с тем, что рассказ «Господин из Сан - Франциско» «можно назвать «конспектом романа»? Какие особенности строения этого рассказа (кроме обилия «тесноты» явлений и фактов) свидетельствуют о том, что его можно развернуть в настоящее эпическое повествование?

     

    Задание 6. Прочитайте рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание». Подготовьте анализ рассказа, опираясь на следующие положения:

    1. Особенности композиции  рассказа

    Сложность композиции рассказа. Прием контраста как основа композиции рассказа.

     «Легкое дыхание» (Смерть и жизнь, печаль и радость, тайное и явное – символ судьбы Оли Мещерской). Каждый эпизод – этап в жизни Оли, ее взросления, нравственного падения и гибели:

    • финал, описание могилы;
    • повествование о детстве, юности;
    • эпизод в кабинете начальницы гимназии, где мы узнаем о случившемся с Олей;
    • гибель Оли;
    • экскурс в прошлое (дневник);
    • кладбище;
    • прошлое – рассказ о «легком дыхании».

     

     

    2. История жизни героини

    История жизни героини – от впечатлений безоблачного детства, отрочества – к трагическим событиям последнего прожитого Олей года (кружение по жизни).

    Горечь и боль за нескладно сложившуюся жизнь гимназистки Оли Мещерской.

    3. Тайные пружины жизни Оли Мещерской

    Разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини. Тайные пружины жизни Оли Мещерской. Душевная глухота лиц, окружающих героиню. Мысль о том, что в бездушном мире чистые порывы обречены.

     

    Вопросы для беседы:

    1. Кто такая Оля Мещерская?
    2. Как живет Оля Мещерская?
    3. Проследите основные этапы ее взросления.
    4. Что волнует Олю Мещерскую в жизни?
    5. Думает ли она о будущем, о любви?
    6. Чем привлекает Олю кодекс женской красоты?
    7. Почему автор подчеркивает, что Олина подруга – полная и некрасивая?
    8. Как это характеризует самое Олю?
    9. Какое воспитание получила Оля в семье, в гимназии?
    10. Почему Оля уступила Малютину?
    11. Зачем Оле нужен был роман с казачим офицером?
    12. Зачем Оля показала свой дневник офицеру?
    13. Какие черты характера Оли проявляются в сцене с дневником?
    14. Что такое «легкое дыхание»?
    15. Почему погибла Оля Мещерская?

     

     

    4. Интерпретация рассказа

     Обмен мнениями о социальной и экзистенциальной проблематике произведения.

     

    5. Кодекс женской красоты.  Проблемное задание для группы

    Группа делится на подгруппы по пять студентов для самостоятельной работы над проблемным вопросом

    Задание: Составить кодекс женской красоты.

     

    Задание7. Творческая работа (ессее, сочинение - миниатюра, презентация) по одной из тем:

    1.Мир красок, запахов и звуков в прозе И.А. Бунина.

    2.Вечное и «вещное» в изображении И.А. Бунина.

    3.Любовь в жизни героев Бунина.

    1. Почему погибла Оля Мещерская? (По рассказу «Легкое дыхание»)