Наш опрос

Делаете ли вы всё вовремя?
Всего ответов: 41

Полезные ссылки

  • Официальный сайт техникума
  • Портал дистанционного обучения
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Среда, 2025-09-24, 7:46 AM
    Вы вошли как Гость 
    Главная | Регистрация | Вход |

    Электронное пособие по литературе

    Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938гг.)

    Начало творческого пути.

    Тяготение к символизму и разрыв с ним. «Нет, не луна,  светлый циферблат...» (1912).

    Влечение к осязаемому, материальному миру и акмеизм. Статья «Утро акмеизма»: отношение Мандельштама к символизму и футуризму. Поэт – зодчий. Слово как строительный материал.

    Сборник «Камень».

    «Notre Dame» (1912). Собор - творение человека, сумевшего в соответствии со строгим творческим замыслом, «тайным планом», превратить материал (камень) в произведение искусства. Сочетание рационального и непостижимого, мощного и тончайшего в облике собора. Значение антитезы в стихотворении. Notre Dame как универсальная модель творчества. Фонетика последней строфы (смена аллитераций первых трех строк ассонансом последней) как отражение процесса возникновения прекрасного из тяжести необработанного материала. Знаки прошлых культур в стихотворении. Понятие реминисценции. Утверждение единства культурных пластов. Акмеизм - «тоска по мировой культуре».

    «Отравлен хлеб и воздух выпит...» (1913). Способность слова запечатлевать явления быстротекущей жизни и преодолевать время. Изменчивость действительности и нетленность искусства. Пушкинские традиции в стихотворении. Культура как связующее начало в истории.

    «Я не увижу знаменитой «Федры» (1915). Чувство ностальгии, тоски от невозможности стать зрителем старинной трагедии с высоким накалом страстей, рождавшей в зрителях ответную реакцию - катарсис, очистительное страдание. Детали современности, свидетельствующие об измельчании мира, предвещающие появление «зрителей-шакалов», способных разрушить культуру. Образ занавеса, как символ разрыва культурных эпох.

    Сборник «Tristia». Поэтика ассоциативных сцеплений. Слово - Психея.

     «Я слово позабыл, что я хотел сказать...» (1920). Контекстуальное значение образа «слепой ласточки». Забытое, невысказанное слово, возвращающееся в чертог теней. Слова и образы, рисующие состояние царства мертвых. Употребление слов в значении, не совпадающем с прямым. Ассоциативные значения слова. Образы античной культуры в стихотворении. Ассоциативная связь образов (слово - ласточка - Антигона - Прокна и Филомела). Необычные словосочетания «незрячие пальцы», «выпуклая радость» и их связь с мифом об Эдипе. Трагедия поэта, утратившего слово. Страх перед пустотой, провалом, зияньем. Выразительность ассонансов («Я так боюсь рыданья Аонид, тумана, звона и зиянья»). Образы стигийского звона и черного льда. Утрата слова, языка, культуры - путь к смерти, путь в пустоту. Трагедийная сила стихов «Tristia», созданных в период социальных катаклизмов. Смысл названия сборника.

    «Сумерки свободы» (1918). Торжественная интонация стихотворения, пространственные координаты, обилие архаизмов и общественно-политической лексики, образы античности, подчеркивающие величие происходящего. Роль оксюморонов. Двойственность в отношении поэта к происходящим событиям. Революционный катаклизм как колоссальный сдвиг. Образы движущегося корабля земли и корабля времени, идущего ко дну. Мрачная цветовая гамма. Новое движение земли, порвавшей с прошлым, - движение из первозданного мрака, хаоса. Неизбежность революционного разлома; мужество поэта, принимающего на себя ответственность за происходящее. Мысль о цене свершаемого. «Скрипучий поворот руля» - «музыка» революции по Мандельштаму (значение аллитераций на шипящие).

    «Адмиралтейство» (1913). Как связано это стихотворение с содержанием сборника «Камень»? Как отразились в стихотворении эстетические принципы Мандельштама – акмеиста? Как звучит в стихотворении тема искусства? Какие историко – культурные реминисценции возникают в стихотворении? О каких четырех стихиях говорит Мандельштам, что подразумевает под пятой стихией?

    Цикл стихотворений 1921—1925 гг.

    «Век» (1922). Тема разрыва эпох. Связь со стихотворением «Сумерки свободы». Принципиальные отличия поэтики: характер ритмики, разговорная и просторечная лексика, отсутствие культурных реминисценций. Образ больного века - зверя с разбитым позвоночником, хищника и жертвы. Неотделимость поэта и века («век мой, зверь мой»). Попытки спасти век собственной кровью, образ крови-строительницы. Роль культуры в восстановлении разрушенной связи времен.

     «За гремучую доблесть грядущих веков» (1931). Образ века-волкодава и его отличия от образа века - раненого зверя. Враждебность поэта и века. Невозможность для поэта оставаться свободным в обстановке творящегося насилия. Готовность к гибели и стремление говорить с веком на равных.

    Конфликт поэта и власти (стихотворения «Ариост», «Мы живем, под собою не чуя страны...»). Арест Мандельштама, ссылка в Воронеж. Путь в ссылку, попытка самоубийства в Чердыни, творческий взлет 1935 г.

    «Воронежские тетради».

    Проблема взаимоотношений с современностью в стихотворении «Стансы» (1935). Светлая, приподнятая интонация стихотворения, утверждение поэтом своей связи с окружающими, желание «еще побыть и поиграть с людьми». Погруженность в мир обыкновенных людей и связанная с этим разговорная лексика стихотворения. Образ «проклятого шва», символизирующий насильственное отторжение поэта от современников, выращенных в «теплицах» большевистской идеологии. Стремление преодолеть этот разрыв, усвоить их образ мыслей. Сочетание патетики и иронии в стихотворении. Два противоположных мотива: притяжение и отталкивание. Соединение жизнелюбивой интонации и чувства тоски. Автобиографизм и трагическое звучание четвертой строфы. Новое видение мира, дарованное поэту, прошедшему через тяжелые испытания. Возврат творческого вдохновения. Стремление «работать речь, не слушая, сам-друг». Упоминание «Слова о полку...»: ощущение Мандельштамом связи своей поэзии с патриотическими традициями, ориентация поэта на вершины русской классики, утверждение нерушимого единства культурных эпох. Высочайшая степень свободы, обретенная поэтом, насильственно лишенным «морей, разбега и разлета».

    IV. История и теория футуризма

    Футуризм как реакция на символизм. Попытка создания нового языка, нового миросозерцания, нового искусства - искусства будущего. Итальянский и русский футуризм. Многообразие эстетических поисков в рамках русского футуризма. Футуристические объединения: эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга», «Гилея». Кубофутуризм как наиболее значимое явление в русском футуризме.

    Понятие об авангардизме. Эстетические искания в авангардной живописи и поэзии. Стилистика авангардной живописи (работа с репродукциями картин М. Ларионова, Р. Фалька, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, В. Татлина, Д. Бурлюка, Л. Поповой и др.): новое отношение к художественной натуре, грубость объемов, схематизм форм, стремление приблизиться к стихийному народному миросозерцанию, отбросить условность, упорядоченность, перспективу.

    Тактика социальной и эстетической провокации в бытовом и художественном поведении авангардистов. Поэтика сдвига в живописи (линейный, плоскостной, красочный) и в поэзии (лексический, синтаксический, словообразовательный).

    Декларативный отказ от культурных традиций. «Пощечина общественному вкусу» - манифест российских футуристов.

    Установка на языковой эксперимент. Статья А. Крученых «Слово как таковое». Вопрос о границах искусства

    Литература:

    1. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л.: Сов. писатель, 1984.

    1.     Кассиль Л. Маяковский - сам. М.: Молодая гвардия, 1960.

    2.     Кормилов С. И., Искржицкая И. Ю. Владимир Маяковский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1998.

    3.     Михайлов А. Точка пули в конце. Жизнь Владимира Маяковского. М.: Планета, 1993.

    4.     Страшнов С. Л. Русская поэзия XX века в выпускном классе. М.: Просвещение, 1999.

    5.     Баевский В. С. Пастернак: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1997.

    6.     Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989.

    7.     Якобсон А. Почва и судьба. - Вильнюс-Москва: Весть, 1992